Познавательные туры в Италию с посещением небольших поселений пользуется большой популярностью. Урбино - маленький город, все его достопримечательности находятся в границах стен XV века. Величие Урбино неразрывно связано с герцогской династией Монтефельтро и творчеством Рафаэля Санти. Розово-охристый массив Урбино лежит в котловине между гор и холмов - Метауро и Фолья, как жемчужина в устричной раковине. Этот факт отражен в названии: латинское Urbs bina означает Двойной город. Сверху над ним, как перламутровая створка, нависает небо. Две реки - Метауро и Фолья - неспешно текут по обе стороны холмистой гряды (высотой 451 метр над уровнем моря), на которой город раскинул свои острые башни-колокольни и кубы жилых домов.
В IV веке до нашей эры на месте города Урбино было галльское поселение. В 295 году до нашей эры его завоевали римляне, и до середины I века до нашей эры оно сохраняло положение стратегически важной римской колонии под названием Urvinum Mataurense. Слово urvinum, возможно, произошло от латинского urvus (близкого к urvum - "изогнутая ручка плуга", которая могла символизировать покорение земли). Вторая часть названия восходит к имени одной из двух рек, которые протекают неподалеку от Урбино. В период римской колонизации город исполнял функции военно-оборонительной крепости и, по всем правилам тогдашнего градостроительства, был окружен мощной крепостной стеной, руины которой до сих пор сохранились в историческом центре города. Однако это не помешало захватить Urvinum Mataurense сначала готам под командованием Теодорика в V веке, потом, в 538 году, - византийцам под началом Белизария, а через 30 лет - лонгобардам. Разбив армию лонгобардов в 733 году, император франков Карл Великий присоединил Урбино к Папскому государству. Однако на моральном облике жителей это сказывалось губительным образом - на четыре века город погрузился в декаданс. Видимо, урбинцы не отличались религиозностью: затянувшаяся депрессия кончилась только тогда, когда в XI веке Урбино снова обрел статус свободного города-государства. С 1155 года в местных летописях начинает появляться фамилия Монтефельтро в связи с тем, что Фридрих Барбаросса назначил графа Антонио главой города.
В 1213 году император Фридрих II пожаловал Урбино в качестве феода Буонконте и Таддео Монтефельтро. Таким образом Урбино стал столицей владений семьи Монтефельтро, которая потом получила также города Кальи и Губбио, - весьма неспокойные территории, если учесть их буферное положение между регионами Романья и Марке, которые поддерживали противоположные стороны в войне гвельфов и гибеллинов. Однако вступить в законные права владения семья смогла только в 1234 году, потому что враждебно настроенные жители не желали подчиняться новым хозяевам. Монтефельтро передавали власть от отца к старшему сыну. В XIV веке эта славная традиция прервалась, когда граф Нольфо был изгнан с вотчины из-за конфликта с религиозными властями.
Но в 1390 году папа Бонифаций IX признал за графом Антонио Монтефельтро, храбрым воином и талантливым политическим деятелем, все права на прежние владения, включая Урбино. Кроме того, к уже имеющимся территориям была присоединена часть Умбрии, а также замки Коринальдо и Мондольфо. Уже к XV веку Урбино превратился в один из центров Возрождения и процветал до 1508 года. Следует отметить Федерико II Монтефельтро, который с особым рвением собирал вокруг себя представителей искусства и культуры, литераторов и художников из разных стран. Именно ему принадлежит идея создания города-дворца. Федерико да Монтефельтро, благодетель города, специально выбрал эту местность, с запада защищенную хребтами Апеннин, а с востока - водами Адриатики, для столицы своего герцогства. Он перестроил город в соответствии с новейшими стандартами архитектуры: в XV веке мощные крепостные стены в романском стиле выходили из моды. Талантливейшие архитекторы-проектировщики, на которых герцог не жалел денег из городской казны, во главе с Лучано Лаурана организовали городское пространство, сообразуясь с модными концепциями. Урбино не был закован в каменные объятия оборонительных стен - напротив, он был открыт новым людям и идеям. Городская ограда, конечно, была, но гораздо менее угрожающая, чем у классических замков-крепостей, рассчитанных на неспокойное осадное будущее. По замыслу главного зодчего все башни города были повернуты фасадами к Тоскане - колыбели итальянского Возрождения. Как метко заметил писатель Бальдассаре Кастильоне, видный гуманист и друг Рафаэля, руками Лучано Лаурана Федерико построил себе "город в форме дворца" - уникальный пример органичного слияния урбанистической архитектуры с естественным ландшафтом. При взгляде издалека Урбино выглядит, точно полотно художника-абстракциониста: рубленые геометрические формы - разнообразные, асимметричные, скомпонованные на пейзажном холсте вопреки всяким реалистическим традициям. За счет контраста тонких вертикалей и широких горизонталей создается эффект карточного дворца - все зыбко, прозрачно, но при этом идеально рассчитано. В 1508 году династическая цепочка Монтефельтро оборвалась.
Сын Федерико II Гуидобальдо умер, не оставив после себя на-следников, и власть над Урбино перешла к его племяннику Франческо-Мария, происходившему из другой влиятельной семьи - Делла Ровере. Эта династия правила городом до 1631 года, когда Урбино попал во владения Папского государства, а затем вошел в состав Объединенного королевства Италии (1860 год). Созерцая панораму Урбино, почти физически ощущаешь, как архитектор "взвешивал" каждый объект, как искал равновесие, как просчитывал движение ветра, чтобы тот не смел в мгновение ока с холмистого планшета его шаткие конструкции. Приземистая и солидная крепость Алборнос XIV века уравновешена двумя изящными башенками. С бастионов открывается вид на город, где великолепные дворцы с арочными галереями, лепниной и витражами соседствуют с простыми квадратными домишками, лишенными всяких архитектурных изысков. Внутренняя структура города точна и предельно проста: исторический центр занимает площадь чуть больше 1 квадратного километра, имеет форму ромба и делится на кварталы двумя почти перпендикулярными прямыми. Таким образом, в центре всего четыре улицы -Via Mazzini, Via Cesare Battisti, Via Rafaello и Via Veneto. Точка их пересечения, а именно Piazza della Repubblica, - самое популярное место в городе. По вечерам площадь полна гуляющими горожанами и студентами, из переносных магнитол льется танцевальная музыка, в воздухе висит запах цветов и сигаретного дыма.
В эпоху Возрождения Урбино считался одним из самых прекрасных городов-замков во всей Италии, а герцогский двор - одним из самых просвещенных. Неудивительно, что в такой атмосфере родился гений Рафаэля - художника, который умел писать богов. Домик семьи Санти, где жил будущий живописец Сикстинской капеллы, сохранен в нетронутом виде и являет собой уникальный образец архитектуры XV века. Его интерьер дышит атмосферой той эпохи. На одной из стен висит маленькая фреска, изображающая Мадонну со спящим младенцем. Авторство приписывают совсем юному Рафаэлю. Также здесь можно посмотреть его более зрелые творения и копии картин других мастеров фламандской школы. Своим творческим развитием и образованием Рафаэль во многом обязан сюзеренам города: когда его первые работы были выставлены на продажу в ремесленной лавке отца, их сразу же купили декораторы герцогского дворца. Так, по счастливому стечению обстоятельств, юный живописец без труда получил рекомендации самой Джованны Фелтрии делла Ровере и отправился в Рим и Флоренцию. В герцогском дворце выставлена роскошная коллекция творений Пьеро делла Франческа, Паоло Учелло, Тициана и еще нескольких выдающихся художников Возрождения. В XVII веке город вновь погрузился в депрессию: памятники, дворцы, жилые дома ветшали на глазах. Во время наполеоновских войн были уничтожены картины мастеров Возрождения, переплавлены многие бесценные бронзовые статуи. Однако университет не дал городу окончательно опуститься. И пусть с концом эпохи Возрождения из Урбино исчез блистательный герцогский двор - Просвещение ворвалось на его улицы веселой толпой болтливых студентов, которые наполнили стены умирающего города новой жизнью. Сегодня Урбино - один из самых очаровательных университетских городков в Европе и место туристического паломничества ценителей ренессансной живописи.